Случаи повреждения, недостачи перевозимого груза при осуществлении перевозок нечасто, но все-таки возникают.
В этом случае ситуация требует конкретизация ответственности сторон.
При возникновении подобных ситуаций и наличии спора о вине экспедитора в некоторых случаях суды накладывают на экспедиторов вину, а в других – признают их невиновными. Такие решения принимаются с учетом норм действующего законодательства. Как правило, основанием для ответственности экспедитора является факт принятия перевозимого имущества в свое ведение до наступления момента его передачи грузополучателю. Соответственно, факт такой передачи должен быть подтвержден соответствующими документами. В этом случае допускается исключение вины экспедитора если он докажет, что наступившие последствия произошли в силу обстоятельств, устранить и предотвратить которые он был не в состоянии. Если же экспедитор не принял груз, то претензии о возмещении возникших убытков предъявляются только перевозчику. Условия договора транспортной экспедиции могут декларировать и ответственность самого экспедитора.
Закон о регулировании ответственности при возникновении подобных ситуаций достаточно понятен. Как складывается судебная практика?
Согласно складывающейся судебной практики при разрешении подобных вопросов существуют свои нюансы. Доставка груза – услуга сама по себе очень ответственная, зачастую связанная с большой ценностью перевозимого имущества. Положения правовых норм уже разъяснены выше, а ответственность экспедитора возникает с момента приемки груза. В случае с перевозками международного уровня необходимо учитывать не только положения законодательства страны, но и нормы международных соглашений и правовых актов. Одним из таких регуляторов является Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Нормы этого документа также часто учитываются судами входе исследования обстоятельств по конкретному делу. Правоотношения сторон договора о перевозке часто признаются смешанными: наряду с функцией экспедирования экспедитор зачастую расценивается в качестве одного из субъектов, осуществляющих перевозку.
Чтобы более четко обозначить ответственность сторон, допускается закрепление в договоре положения об ответственности заказчика и экспедитора согласно положениям КДПГ. В этой ситуации требование о возмещении причиненных убытков при наступлении случая несохранности груза будет предъявляться экспедитору. Расчет суммы возмещения также будет устанавливаться нормами КДПГ.
При обращении клиента к экспедитору для обеспечения доставки груза по международному сообщению следует помнить: при утрате груза, его повреждении по вине перевозчика, даже если он определен экспедитором без уточнения этого условия у заказчика, именно перевозчик несет ответственность при отсутствии в договоре указания на ответственность экспедитора либо применение положения КДПГ. Эти особенности необходимо учитывать при намерении заказать перевозку через территорию иностранных государств.